Развитие тенденции барокко можно видеть и в разработке интерьера, демонстрирующего такую же извилистость и динамичность форм, какая характерна для фасада. Вниманием зрителя здесь овладевают динамика «перетекающих» друг в друга форм и членений, движение устремленных к куполу масс, напряженная пластика и богатый декор. Они помогают зрительно нейтрализовать форму, и интерьер в целом воспринимается как непрерывное и плавное течение масс и членений. Ясность и определенность членений, подчеркивающих форму и пространственную структуру интерьеров Возрождения, уступила здесь место активности самого пространства, свободно перетекающего и динамичного во взаимодействии со скульптурной пластикой масс. Одним из крупнейших мастеров римского барокко
... Читать дальше »
В период барокко, следуя общему архитектурному замыслу, строительные конструкции часто усложнялись и это иногда приводило к смелым конструктивным решениям. Примером может служить купол церкви Сан Лоренцо в Турине, построенной архит. Г. Гварини (1668—Т687 гг.). Направленные по хордам арки купола, пересекаясь друг с другом, создают легкую ажурную конструкцию, сквозь которую в интерьер проникает обильный свет (табл. XIII). В XVII—первой трети XIX в. наблюдается заметный прогресс в развитии конструктивных форм. Крупным достижением было также создание куполов из трех оболочек. Эта идея впервые нашла отражение в проекте купола собора св. Петра Микеланджело, но его преемники не решались ее осуществить. Она была реализована при строит
... Читать дальше »
АРХИТЕКТУРА XVII— ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В. В эпоху XVII — первой трети XIX в. европейский феодализм переживает последнюю стадию своего существования: в его недрах активно развиваются капиталистические отношения. Однако процесс утверждения капитализма в Западной Европе растянулся более чем на два столетия и осуществлялся тремя нарастающими волнами национальных буржуазных революций: нидерландской (1566), английской (1642) и французской (1789). Радикальное влияние на архитектуру новый строй стал оказывать лишь с середины XIX столетия в результате остро ощутимых последствий промышленного переворота конца XVIII — начала XIX в. Период XVII—первой трети XIX в. знаменует смену в странах Европы
... Читать дальше »
Одним из выдающихся римских архитекторов позднего Возрождения является также Виньола — автор трактата «Правило пяти ордеров архитектуры». Наиболее значительными его произведениями считаются замок Капрарола и вилла папы Юлия III (рис. 68). В период Возрождения тип виллы претерпевает существенное развитие, связанное с изменением ее функционального содержания. Еще в начале XV в, это была загородная усадьба, часто обнесенная стенами, а иногда даже имевшая оборонительные башни. ... Читать дальше »
Ярким представителем римской школы был великий Микеланджело Буонарроти (1475—1564). В его архитектурных произведениях заложены основы нового понимания формы, отличающейся большой экспрессией, динамикой и пластической выразительностью. Его творчество, протекавшее в Риме и Флоренции, с особой силой отразило в себе поиски образов, способных выразить общий кризис гуманизма и ту внутреннюю тревогу, которую испытывали тогда прогрессивные круги общества перед надвигающимися силами реакции. Как гениальный скульптор и живописец, Микеланджело умел находить яркие пластические средства для выражения в искусстве внутренней силы своих героев, неразрешенного конфликта их душевного мира, титанических усилий в борьбе. В архитектурном творчестве этому
... Читать дальше »
В архитектуре этого периода основные черты и тенденции Возрождения получают свое законченное выражение. Создаются наиболее совершенные центрические композиции. Окончательно складывается тип городского палаццо, который в этот период приобретает черты здания не только частного, но и общественного, и потому в известной мере становится прототипом многих последующих общественных зданий. Преодолевается характерный для раннего периода Возрождения контраст между архитектурной характеристикой внешнего облика палаццо и его внутреннего двора. Под влиянием более сис-тематического и археологически точного ознакомления с античными памятниками ордерные композиции приобретают большую строгость; наряду с ионическим и коринфским ордерами широкое применение н
... Читать дальше »
Характерное дворцовое сооружение периода раннего Возрождения — палаццо Медичи-Риккарди (1444— 1452 гг., архит. Микелоццо да Барто-ломео). Квадратное в плане здание со сторонами 40X38 м имеет небольшой внутренний двор с типичной для этого периода изящной арочной галереей (рис. 64). Как и в предшествующие периоды, внешний вид дворца отличается монументальностью. Но в отличие от более ран-них дворцов здание расчленено на три яруса античными по моделиров-ке поясками, соответствующими внутреннему членению здания на этажи. Окна расставлены строго ритмично, а обработка поверхности стен снизу вверх поэтажно изменяется с постепенным переходом от «рваного» камня стен первого этажа к почти гладкой поверхности стен третьего этажа. Фасад завершается кру
... Читать дальше »
Здания и архитектурные комплексы эпохи возрождения. Архитектура Возрождения в Италии делится на три основных периода: ранний, высокий и поздний. Архитектурным центром Раннего Возрождения, была Тоскана с главным городом — Флоренцией. Этот период охватывает вторую четверть и середину XV столетия. Началом Возрождения в архитектуре принято считать 1420 г., когда началось возведение купола над Флорентийским собором. Строительные достижения, приведшие к созданию огромной по размерам центрической формы, стали своеобразным символом архитектуры новой эпохи. ... Читать дальше »
Для зодчих этой эпохи Возрождения ордер был не только универсальным средством решения многообразных композиционных задач, но и фактором гуманизации архитектуры, символом ее человечности, жизнеутверждающего начала. С помощью ордера зодчие стремились сделать архитектуру более сомасштабной человеку, «доступной» и познаваемой в противовес готике, где ярко выраженный конструктивный рационализм обычно сочетался с иррационалистическими чертами образа — динамически-экспрессивного, обобщенного в своем объемно-пространственном выражении, не соразмеренного с человеком, перенасыщенного пластикой и «демате-риализованного», до известной степени мистического. Важной особенностью эпохи является возрождение синтеза ордера с арочно-сводчатыми системам
... Читать дальше »
В период Возрождения в Италии техника возведения зданий значительно отличалась от готической. Здесь в большой степени .оказывали влияние строительные традиции, идущие от римской античности (табл. XII). Конструкции стен обычно состояли из двух «независимых» слоев — конструктивного и облицовочного, в большинстве случаев стены выкладывались из кирпича или мелкого камня на растворе с последующей облицовкой более крупным отесанным камнем. Для связи облицовочных камней со стеной из последней выпускались кирпичи. Техника обработки деталей облицовки достигла необыкновенной тонкости и мастерства. При большой толщине стен ядро их иногда выполнялось из бетона. Конструкции сводов, обычно возводимых из кирпича, достигли большого разнообраз
... Читать дальше »