КАПСТРОЙ
Суббота, 25.11.2017, 14:36
МЕНЮ САЙТА

Форма входа

Категории раздела
Строительные технологии, требования и нормы [577]
Проектирование зданий и помещений. [133]
Строительные машины и механизмы [58]
Погрузчики - конструкция, характеристика, схема [20]
Малярные и отделочные технологии. [83]
Аэродинамические основы аспирации. [14]
Теплотехника. Тепломассообмен. [74]
Вентиляция зданий - устройство и расчет. [12]
Охрана труда в строительстве. [105]
Отопительные приборы и системы. [15]
Архитектура мира. [73]
Погреба - конструкция и обслуживание. [61]

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос
Архитектура для Вас - это :
Всего ответов: 157

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2013 » Ноябрь » 22 » Архитектура Московского государства XVII в. (здания и архитектурные комплексы).
21:25
Архитектура Московского государства XVII в. (здания и архитектурные комплексы).



Архитектура Московского государства XVII в. (здания и архитектурные комплексы).

В начале XVII в. польская интервенция и царившая в стране хозяйственная разруха затормозили на некоторое время развитие зодчества. Однако с 1620-х годов строительство активизируется, достигнув особенно широких масштабов в середине и второй половине столетия.
Укрепление государства и усиление единоначальной власти способствовали централизации строительства. Образование единого всероссийского рынка усиливало связи между отдельными городами, что сказывалось на известном стирании разницы между местными архитектурными школами. Заказчиками крупных построек все чаще выступают богатые горожане, дворянская знать и купеческая верхушка. С развитием промышленности и торговли, ростом научных знаний и активизацией контактов с западными странами мировоззрение русских людей постепенно становится более светским, «раскованным» от средневековых представлений. Социальные и идеологические изменения в архитектуре сказываются в увеличении доли гражданских зданий в общем объеме строительства, в некотором «обмирщении» облика культовых зданий и сооружений, в новых методах возведения построек. В частности, в XVII в. известное значение начинает приобретать чертеж при постройке. Знакомство зодчих с западными трактатами Виньолы, Скамоцци и других архитекторов-теоретиков способствует освоению классического наследия, развитию принципов ордерности и регулярности, особенно проявившихся со второй половины XVII в. Важное значение также имели активные контакты Москвы с Украиной и Белоруссией, значительно усилившиеся после воссоединения Украины с Россией.
Традиции деревянной и каменной архитектуры Руси предшествующего столетия имели огромное значение в зодчестве XVII в. Продолжается плодотворное влияние деревянного зодчества на каменное. Особенно заметно воздействие деревянной архитектуры на развитие каменных палат, строительство которых в XVII в. достигает небывалых масштабов. К этому времени русские зодчие создали многочисленные образцы деревянной гражданской архитектуры, говорящие о ярких и самобытных достижениях национального гения в этой области.
Царский дворец в Коломенском под Москвой (1667—1668 гг., зодчие С. Петров и И. Михайлов) состоял из семи связанных переходами двух-трехэтажных деревянных хором, поставленных на высокий подклет (рис. 98). Обращенные фасадом к реке, хоромы царя имели трехчастное построение: сени с крыльцом делили здание на жилую и парадную части. Остальные хоромы, расположеные периметрально вокруг внутренних дворов, представляли собой сложную асимметричную композицию из многочисленных объемов-срубов различной высоты и формы. Особую живописность композиции придавали различные по форме завершения срубов — шатровые, бочечные, «кубоватые», ярусные и т. п., а также узорчатые крыльца, порталы, наличники окон и другие детали. Частично фасады были обшиты тесом в подражание каменным стенам и расчленены междуэтажными поясками. Нарядность здания усиливали раскраска крыш и резные детали. Четкое членение на отдельные срубы, сочетающееся с живописным богатством форм,— характерная черта этого комплекса, преемственно развивающего традиции деревянных и каменных зданий предшествующего столетия.
Более скромные деревянные палаты строились, как правило, по трех-частной схеме. Сени с крыльцом на подклете делили дом на меньшую часть — помещение для приема гостей, и большую, разделенную на комнаты—для членов семьи. Своими истоками трехчастная планировка восходит к народному жилищу, в котором обычно сени разделяли жилую часть и хозяйственную (см. жилище Неревского конца в Новгороде).
Устойчивость бытового уклада способствовала переносу традиционной системы плана в каменные палаты; используемые для хозяйственных целей подклет, сени, крыльцо и две основные группы жилых помещений стали обязательными элементами их композиции. Каменные пала¬ты унаследовали от деревянных построек и некоторые приемы расчленения: в частности, сопряжения стен в углах и местах примыкания поперечных стен на фасадах отмечались лопатками или колонками. Эти членения не образовывали на фасаде правильного ритмического ряда, но, как и окна, размещались с разными интервалами, что подчеркивало общую асимметрию и живописность композиции. Горизонтальные пояски обычно делили фасады на этажи, и подчиненное значение подклета подчеркивалось его меньшей высотой, небольшими окнами и более простой пластикой. Основные этажи выделялись крупными окнами и обрамляющими их богатыми наличниками. Иногда над подклетом возвышалось два, даже три этажа, причем верхний этаж часто делался деревянным (Поганкины палаты в Пскове, XVII в., рис. 99). Подобно деревянным постройкам, часто наверху устраивалось летнее помещение — «чердак». Однако в целях пожарной безопасности царский указ 1688 г. запретил постройку в Москве на палатах «деревянного хоромного строения».



98. Дворец в Коломенском, 1667—1668 гг.

К числу наиболее крупных гражданских зданий XVII в. принадлежит Теремной дворец в Московском Кремле (1635—1636 гг., зодчие Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков), надстроенный над двумя этажами дворца XVI в. (рис. 99). Третий этаж дворца имел служебное значение, четвертый — жилое. Завершено здание «чердаком» (теремом), окруженным гульбищем, с небольшой «смотрительной» башенкой. Расчлененные лопатками фасады верхних этажей имеют четкий строй крупных двойных окон «с гирьками», обрамленных живописными наличниками с резным узором. Теремной дворец был жилой частью общего дворцового комплекса, связанной с помощью открытой Боярской площадки с официальными парадными помещениями — палатами Грановитой, Золотой, Набережной.
Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве (1657 г.) представляют тип характерного для XVII в. комплекса каменных хором и храма, соединенных между собой крытым переходом (рис. 100). Все три этажа каменные. Объемы, свободно сдвинутые относительно друг друга, асимметрично расчленены пилястрами и по-разному сгруппированными окнами с богатыми наличниками ордерного происхождения. Вытянутая в высоту композиция церкви дополняет ансамбль, в основу которого положен принцип гармонического равновесия объемов, свободно ориентированных в пространстве.
Многообъемность и декоративное богатство — черты, характерные и для большинства храмов сере-дины XVII в. Структура ранее сложившегося бесстолпного храма с рядами кокошников и световой главой (церковь в Хорошеве и др.) получила дальнейшее развитие. Главный объем — четверик, перекрытый сомкнутым сводом, завершался, помимо центральной главы, четырьмя декоративными глазами в соответствии с требованием обязательного пятиглавия. Поднятый на подклет основной объем часто окружался малыми четвериками приделов и охватывающими здание с трех сторон крытыми галереями. Богатые крыльца и лестницы вели на уровень главного храма; в подклете иногда устраивался нижний храм, но чаще он использовался для хозяйственных целей.
Важным элементом композиции стала перекрытая шатром колокольня, помещавшаяся чаще всего над западным входом в храм или поблизости от него. Шатром завершали и некоторые другие объемы — крыльца, ворота и т. п. Часто между шатровой колокольней и основным четвериком делалось более низкое, но довольно вместительное помещение трапезной, увеличивающее площадь храма. Объемы колокольни, трапезной и основного храма ставились либо по оси, либо группировались асимметрично.



99. Теремной дворец в Московском Кремле, архитекторы: Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков, 1635—1636 гг. (акварель Дж. Кваренги) (справа) и Поганкины палаты в Пскове, XVII в.

Декоративное узорочье усиливало впечатление живописности и пластического богатства композиции. Небывало широкое развитие керамического производства предоставило в распоряжение зодчих богатую палитру разнообразных отделочных материалов, включавших фигурный кирпич, цветные изразцы и прочие керамические изделия. При этом узорный ковер, покрывавший внешние поверхности конструктивных форм, не нарушал, как правило, общей структуры здания, ясности его основных объемов. Сочетание много-объемности и жизнерадостного по характеру, основанного на народных мотивах, красочного узорочья с геометрической цельностью каждого из объемов — характерная черта тектонического строя храмовых композиций середины и второй половины XVII в.
Церковь Троицы в Никитниках в Москве (1628—-1653 гг.)—пример свободного сочетания в композиции различных по форме й размерам объемов (рис. 101, б, в). Развитая галерея с крыльцом и колокольня.
окружающие храм с запада и с севера, придают композиции живописную асимметрию. Характерны приемы пластики и декора: ряды кокошников, членение стен Декоративными поясами и колонками и т. п. Колокольня покрыта шатром, расчлененным рядами резонаторов звона. Арочные галереи, украшенные поясками, пилястрами и ширинками, и крыльца из парных «висячих» арок с шатровым завершением, сочетаются с четкой структурой каждого объема, его индивидуальным характером. Здание в целом трактовано как своеобразный многообъемный ансамбль, очень живописный, но уравновешенный в пространстве.
Различная декоративная разработка объемов и приемы их взаимного расположения во многом определяли художественную выразительность и индивидуальность образа храмов (церковь Николы в Хамовниках в Москве, 1679 г. и др.).
Наряду с широко используемым оштукатуриванием и раскраской деталей в разные цвета часто применялся кирпичный декор без штукатурки и покраски в сочетании с изразцами и другими керамическими деталями (церковь Троицы в Останкине близ Москвы, 60-е годы XVII в.).
Шатровые покрытия, открытые внутрь храма, продолжают еще использоваться в первой половине XVII в., но к середине столетия они все более уступают место декоративным шатрам (церковь Рождества в Путниках в Москве, 1649—1652 гг.).


100. Палаты Аверкия Кириллова в Москве, 1657 г. Фасад, план церкви и палат тектонической ясности основных архитектурных форм.

Наиболее совершенным образцом, развивающим лучшие традиции шатрового зодчества XVI в., следует признать церковь Покрова в Медведкове в Москве (1634—1635 гг.), построенную на берегу р. Яузы в органической связи с живописным природным окружением. Ее легкий и изящный по форме шатер покоится на обработанном ярусами кокошников восьмигранном основании, окруженном четырьмя декоративными главами, поставленными по углам основного четверика (рис. 101, а). Увенчанные такими же главами объемы алтарных апсид и приделов, а также бывшая ранее открытой галерея подклета, создают в целом многообъемную и пластически богатую ступенчатую композицию, в которой главенствует стройная вертикаль шатрового столпа.
Стремление к усложнению объемного построения и декоративности здесь подчинено целостности и гармонии общего композиционного строя.
Среди храмов этого периода выделяется также Дивная церковь в Угличе, завершенная тремя стройными чиатрами.
В XVII в. кирпичное посадское строительство ведется широко в различных городах страны. При большой общности развития русской архитектуры этого времени в наиболее крупных и развивающихся городах и районах Руси нередко сказывались местные черты. Выделялся Ярославль, который, располагаясь на пересечении Московско-Архангельского тракта и Великого Волжского пути, в середине XVII в. был одним из самых крупных торговых городов. Здесь ведущим типом продолжал оставаться крестово-купольный храм с тремя нефами и пятью световыми главами (церковь Ильи Пророка в Ярославле, 1647—1650 гг.; рис. 102). Монументальный пятикупольный объем сочетался с галереями и шатровыми покрытиями приделов и колокольни. Ярославские церкви отличаются также особым разнообразием декоративных деталей, кирпичных и изразцовых, богатством и красочностью форм, искусной орнаментальностью узоров (церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, 1671 — 1687 гг.).



101. Храмы второй половины XVI — середины XVII в.
а — церковь Покрова в Медведкове, 1634—1635 гг.;
б, в — церковь Троицы в Никитниках в Москве, 1628— 1653 гг.;
г — церковь-колокольня в Александровой слободе, вторая половина XVI в.


В 80—90-х годах XVII в. в архитектуре Московской Руси развиваются новые типы зданий и архитектурные приемы свидетельствующие о стремлении к более четкой организованности и регулярности композиций, желании сочетать декоративное узорочье с целостностью и законченностью форм. Все большее значение приобретают горизонтальные членения и гладкая плоскость стены с метрически расположенными на ней крупными окнами, обрамленными белокаменными или кирпичными наличниками. В членениях утверждаются ордерные формы, близкие по своим деталям к классическим. Однако в тектонике зданий ведущее значение остается за стеной. Раскрепованный ордер способствует четкости и регулярности композиции, но еще не становится самостоятельной тектонической системой. Широко применяются живописные резные детали из белого камня для парапетов, наружных лестниц, оконных и дверных обрамлений. Композиции отличаются стилистическим единством форм, строгим соподчинением элементов, рациональным использованием декоративных деталей в соответствии с их тектонической логикой. Архитектура приобретает еще более светский и жизнерадостный характер.
Среди культовых зданий выделяется новый тип храма «под колоколы», на нижнем четверике которого покоится несколько ярусов уменьшающихся кверху восьмериков, завершенных главой. Каждый объем имеет свои ордерные членения. К основному четверику с двух или четырех сторон примыкают полукружия апсид. Развивая традиционный тип столпообразного каменного храма, новая композиция имеет четкую ярусную структуру, свидетельствующую, с одной стороны, о воздействии деревянного зодчества, с другой — о новых принципах ордерности. В некоторых архитектурных приемах отмечается общность с украинской архитектурой (четырехлепестковый план, ярусность восьмериков, применение резных парапетов и др.).
Храм Покрова в Филях (1693 г.) — наиболее совершенный образец этого типа (рис. 103). Центрическая композиция изыскана по пропорциям, гармонична и органично связана с окружающей природой, чему особенно способствуют галерея и широкие лестницы, подводящие к трем основным входам в здание.



102. Церковь Ильи Пророка в Ярославле, 1647—1650 гг.



103. Храм Покрова в Филях, 1693 г.

Храм трактован как здание-монумент с облегчающимися кверху ярусами, подчеркнутыми ордерными членениями. Роль «ордерного каркаса» в композиции зрительно увеличивается по мере возвышения ярусов и облегчения их массы. Горизонтальные членения подчеркивают ярусную структуру; колонки, поставленные по углам объемов, усиливают значение граней и их «сопряжений» в углах — черта, перешедшая в каменную архитектуру от деревянного зодчества. Ордерные членения - проемов близки по характеру обрамлению граней верхних ярусов. Целостность ордерного декора и рациональность его размещения способствуют тектонической задаче — подчеркнуть облегчение здания кверху, выразить структуру храма.
Конструкция . перекрытия — восьмилотковый сомкнутый свод над основным восьмериком, несущий тяжесть верхнего яруса — звонницы. Нагрузки на четверик передаются в углах с помощью ступенчатых арок. Полукружия, «подпирающие» со всех сторон четверик, служат своеобразными контрфорсами, воспринимающими rta себя часть распорных усилий. Органический синтез конструкции и архитектурной формы — отличительная черта этого произведения.
Наряду с центрическими храмами развиваются осевые композиции с полукружиями с двух сторон — западной и восточной (церковь Троицы в Троицком-Лыкове) или в виде структуры из трех четвериков на подклете, имевших ярусную композицию и самостоятельные купольные завершения (церковь Успения на Покровке в Москве, 1696—1699 гг.; зодчий П. Потапов). Новую трактовку получают и традиционные пятикупольные соборы (Успенский собор в Рязани, 1693—1699 гг., зодчий Я. Бухвостов и др.).
Собор Введенского монасть(ря в Сольвычегодске (1689—-1693 гг.) — тип бесстолпного пятикупольного собора, расчлененного ордером на четыре яруса (рис. 104, табл. XVII, 10). Двум нижним ярусам соответствует богатая, окружающая храм с трех сторон галерея. Белокаменные ордерные детали сочетаются с пышными наличниками окон, обрамленных орнаментальной резьбой по камню.
Его похожая на крещатый свод конструкция позволила не только достигнуть обширного внутреннего пространства, но и обильно осветить интерьер, благодаря устройству больших по размерам световых проемов в стенах и сводчатом покрытии.
Богатые наличники крупных окон и ордерное членение стали распространенными приемами в архитектуре гражданских зданий — жилых домов, монастырских палат, трапезных и т. п. Характерны постройки Троице-Сергиева монастыря конца XVII в.: здание Царских чертогов с ордерным членением здания на два яруса, парадными лестницами и пышными обрамлениями окон второго этажа; здание Трапезной с арочной галереей-гульбищем, возвышающимся объемом церкви, четким ордерным членением фасадов, раскраской их под «бриллиантовый руст», крупными окнами, общим пластичным и красочным характером архитектуры при ясной и регулярной композиции в целом (рис. 105, табл. XVII, и).
В XVII в. наступает новый этап и в развитии архитектурного ансамбля. В связи с тем, что крепостные сооружения Москвы и ряда других городов и монастырей Руси в большой мере теряют оборонительное значение вследствие отдаления границ государства, изменения военной техники и других причин, стены и башни кремлей и монастырей трактуются прежде всего как элементы художественного значения. Монументальность крепостных форм сочетается с нарядностью и живописной красочностью деталей, обогащается силуэт и усиливается роль вертикальных элементов, повышается градостроительная роль ансамбля. В течение XVII в. вместо простых крыш получают богатые завершения башни Московского Кремля. Первой была надстроена Спасская башня в 1624—1625 гг. одновременно с устройством часов на ней английским механиком X. Галовеем. Остальные башни Кремля (кроме Никольской) получили свои завершения в 1670—1680 гг. Стены монастырей обогащаются пластикой, а возводимые одновременно крепостные башни получают нарядный декор, иногда высокие шатры (Иосифо-Волоколамский монастырь, 1670-е годы). Особенно богатыми делаются въездные ворота с надвратными церквами (митрополичья резиденция в Ростове, 1670— 1680 гг., и др.). Ряд древних монастырей существенно перестраивается.



104. Собор Введенского монастыря в Сольвычегодске, 1689—1693 гг.



105. Трапезная Троице-Сергиева монастыря, конец XVII в.

Новодевичий монастырь в Москве — яркий пример перестройки в конце XVII в. прежних крепостных сооружений (XVI в.) и создания нового ансамбля (рис. 106). Вместе с пышными декоративными надстройками башен в 1680-х годах были возведены высокие надвратные церкви, трапезная с храмом и 62-метровая вертикаль колокольни, ставшая доминантой комплекса. Ориентированная на городскую дорогу и видимая издалека, колокольня контрастно возвышается над горизонталями стен, объединяя их башни с собором и новыми зданиями, воздвигнутыми при перестройке монастыря. В свободной пространственной композиции зданий и органичной связи с природой развиты принципы более древних архитектурных ансамблей Руси.


энергетика экономика газ ремонт тепло отопление Безопасность конструкция расчет дом расстояния правила характеристика нормы Расчёт кровля фундаменты размеры территория проект здание исследование схема методы схемы грунт механизм строительство оборудование Теплотехника требования проектирование помещение краска устройство характеристики сооружение образец погрузчик бетон
Категория: Архитектура мира. | Просмотров: 2359 | Добавил: vyaz | Теги: москва, конструкция, сооружение, здание, Классика, история, зодчество, Церковь, схема, архитектура
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017